Уважаемые педагоги!

Предлагаем вам познакомиться с музейной программой «Мир вокруг нас».

Проблемы культуры являются важнейшими в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Особую значимость они приобрели в последнее время, когда наше общество переживает сложный и драматический период, связанный с глубокими изменениями не только в экономической и социальной жизни, но и в духовной сфере. Чтобы овладеть знаниями по истории и культуре своего народа, недостаточно беспорядочного чтения, необходима чёткая система, направленная на расширение общекультурного уровня школьников.

На своих занятиях мы предлагаем ребятам пройти увлекательный путь, изучая жизнь людей, живших в прежние времена, их быт, нравы и обычаи, познакомиться с традициями и культурой родного края.

Давайте вместе «сеять разумное, доброе, вечное».

Музейно-экскурсионная программа «Мир вокруг нас».

Мир — это книга, страницы которой
открываются нам с каждым шагом.

А. Ламартин

Задачи программы — повышение общего культурного уровня младших школьников и подготовка детей к восприятию таких учебных дисциплин как, история, литература, география. Формирование личности человека, ориентирующейся на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой.

Цели программы:

  • Образовательная — способствовать расширению словарного запаса учащихся и умению  выражать свои мысли. Знакомить детей со словами, вышедшими из употребления, обучить правильному их использованию, повысить грамотность у детей. Знакомить детей с историей и культурой их «малой» родины, с обычаями, обрядами, праздниками, легендами, со всем укладом жизни ушедших поколений. Обучать школьников пользоваться музеем как источником пополнения своих знаний.
  • Развивающая — начать изучение общей истории на примере родного города.
  • Воспитательная — формировать культурного человека, патриота и гражданина России.

Задача музея — найти своё место в системе непрерывного образования учащихся.
Структура программы состоит из 6-и разделов, связанных между собой. В каждый из разделов включены темы, которые знакомят ребёнка с определёнными сторонами окружающего мира и различными аспектами историко-культурного наследия.

ТЕМАТИКА

1. Знакомьтесь, музей.

1-е занятие. Ознакомительное занятие. История названия города. Городская символика.
2-е занятие. Улицы нашего города. Раскрашивание карты города.
3-е занятие. Как произошли музеи. Музей — хранитель памяти об образе ушедших поколений.
4-е занятие. Понятие памятников, их разнообразие. Закрепление понятия «музей». Музейные профессии.
5-е занятие. Экскурсия (обзорная). Историко-краеведческий музей города Балашихи.
6-е занятие. Топонимы.

Экскурсия в залах музея

Экскурсия в залах музея

 

2. Путешествие в мир рукотворных предметов.

1-е занятие. Язык вещей. Материалы и способы изготовления.

2-е занятие. Рассказ о чудесных свойствах глины. Гончарное искусство, керамика. Производство кирпичей. Головоломка.

3-е занятие. Гончарное искусство, керамика. Головоломка.

4-е занятие. Народные промыслы. Дымковская, каргопольская и филимоновская глиняная игрушка.

5-е занятие. Народные промыслы. Жостово, Городец, хохлома.

6-е занятие. Тайны огня и металла. Рассказ об истоках кузнечного ремесла. Головоломка.

7-е занятие. Легенда о Гефесте. Кроссворд, головоломка.

 

Закрепление пройденного материала.

8-е занятие. Деревянные изделия. Профессии, связанные

с обработкой дерева. Кроссворд.

9-е занятие. Одежда древних славян. Головоломка.

10-е занятие. Скатерти. Вышивка. Полотенца. Разработка орнамента для полотенца.

Фрагмент городецкой росписи

Фрагмент городецкой росписи
Крынка. Хохломская роспись

Крынка. Хохломская роспись

 

3. Природа, которая нас окружает.

1-е занятие. Рассказ о живой и неживой природе. Головоломки.

2-е занятие. Леса и их обитатели. Головоломки.

3-е занятие. Экскурсия в музее. Зал природы.

4-е занятие. Рассказ о животном мире Подмосковья. Раскрашивание.

Ночные бабочки (сверху — вниз): бражник винный средний, бражник тополевый, шелкопряд березовый

Ночные бабочки (сверху — вниз): бражник винный средний, бражник тополевый, шелкопряд березовый
Бородатая неясыть

Бородатая неясыть

 

4. Быт, традиции и верования древних славян. Христианство на Руси.

1-е занятие. Древние славяне на Балашихинской земле.

2-е занятие. Мифы древних славян. Головоломки.

3-е занятие. Верования и праздники древних славян. Кроссворд.

4-е занятие. Христианские праздники на Руси. Пасха.

Вятичские височные кольца. XI век

Вятичские височные кольца. XI век
Витые и плетеные браслеты. XI—XII века

Витые и плетеные браслеты. XI—XII века

 

5. Городской и дворянский быт.

1-е занятие. Урок в гимназии. Кроссворд.

2-е занятие. Усадьбы Балашихинского района. Головоломка.

Экспозиция дворянского быта в МУК «Историко-краеведческий музей». Конец XIX века

Экспозиция дворянского быта в МУК «Историко-краеведческий музей». Конец XIX века

 

6. Великая Отечественная война.

1-е занятие. Великая Отечественная война в названиях улиц нашего города.

2-е занятие. Балашихинцы — участники Великой Отечественной войны.

Евгения Максимовна Руднева — Герой Советского Союза

Евгения Максимовна Руднева — Герой Советского Союза
Иван Андреевич Флеров — Герой Российской Федерации

Иван Андреевич Флеров — Герой Российской Федерации

Курс включает 28 занятий. Возрастная категория — учащиеся младших классов. Время проведения занятия — 35 минут. Занятия проводит музейный педагог непосредственно в музее.


Образец урока.

Приглашение к путешествию.

Мой юный друг!

Мы думаем, ты любишь путешествовать, ведь именно в пути обычно узнаешь много нового и интересного.

На свете есть немало городов более красивых, знаменитых и многолюдных, но для нас нет города дороже Балашихи. Это наш город. Когда ты произносишь слово «Родина», перед твоим взором встает не огромная страна, протянувшаяся от Балтийского моря до Тихого океана, а место, где ты родился, вырос и осознал себя человеком. В книгах принято называть такое место «малой родиной». Не осознав своей любви к «малой родине», не изучив ее истории, трудно понять историю страны и стать настоящим патриотом.

На наших занятиях мы больше узнаем об истории, устройстве города, его традициях и обычаях. Иногда эти знания дают нам практическую пользу: неплохо знать, как добраться до той или иной улицы, где купить необходимую вещь, что показать в первую очередь приехавшему издалека гостю.

Хочешь стать настоящим знатоком своего города? Наш юный путешественник! Мы приглашаем тебя отправиться в путь. Но сначала, для первого знакомства, посмотри на анкету города. Ты, наверное, тоже не раз заполнял анкеты, необходимые для того, чтобы можно было узнать основные сведения о тебе.

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Панорама хлопкопрядильной фабрики. Фотография начала XX века

Панорама хлопкопрядильной фабрики. Фотография начала XX века
Усадьба Горенки. Западное крыло дворца с галереей. 2006 год

Усадьба Горенки. Западное крыло дворца с галереей. 2006 год
Фамилия, имя, отчество Балашиха
Год рождения 1830
Социальное положение Город Подмосковья
Профессия Предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, легкой, химической и пищевой промышленности
Образование Высшие учебные заведения, некоторые являются филиалами московских вузов; дошкольные образовательные учреждения, средние образовательные школы, училища, колледжи и учреждения дополнительного образования
Увлечения Театры, кинотеатры, Дворцы культуры, музеи, библиотеки, стадионы, Ледовый дворец, досуговые центры, спортивные клубы, бассейны
Рост 181,5 тыс. человек

Вот он какой, мой город!

Река Пехорка. Вид с улицы Живописная

Река Пехорка. Вид с улицы Живописная

 

Наше путешествие не закончено, это только начало. Мы познакомимся с достопримечательностями города, с уникальными коллекциями Историко-краеведческого музея, узнаем язык вещей, материалы и способы их изготовления.
Ждём вас в нашем музее по адресу: 143907, Московская область, город Балашиха, проспект Ленина, дом 53. Вторник — пятница с 10:00 до 18:00. Суббота с 10:00 до 17:00.  Телефон/факс: (495) 529—02—13.