Фонарь каретный свечной
XIX век.
Каретный фонарь предназначался для внешнего освещения дороги. Обычно устанавливался в передней части карет и дилижансов по обе стороны от кучера.
При помощи фонарей также обозначали габариты кареты, что было немаловажным на узких неосвещенных дорогах того времени.
Внутри корпуса фонаря находилась свеча. Закрытая стеклами с металлическими отражателями, она была защищена от движений ветра. В верхней части фонаря располагался воздуховод — специальные отверстия для создания тяги. Полусферическая задняя крышка позволяла менять свечу по мере ее сгорания.
В 1820 году французский химик Мишель Шевроль открыл возможность выделения смеси жирных кислот из животных жиров — так называемого стеарина. Стеарин, иначе иногда называемый стеариновым воском из-за подобных воску свойств, оказался твердым, жестким и горел без копоти и почти без запаха, а технология его производства не являлась затратной. Вскоре стеариновые свечи почти полностью вытеснили все другие виды свечей, было налажено их массовое производство. Примерно тогда же была освоена технология пропитки свечных фитилей борной кислотой, что избавляло от необходимости часто снимать остатки фитиля (если их не снимать, они могли затушить свечу).
Похожие фонари устанавливались и позже на конках и трамваях. С течением времени свечные фонари сменились карбидными и керосиновыми.