(1913 г.р.)
В нашей семье было пятеро детей. Родители рано умерли. В детстве учиться мне не довелось. Пошла работать на фабрику 28 мая 1928 года. Приняли в прядильный цех. Первые наставники – Дубова Евдокия, Грязнова Татьяна. Одновременно училась в школе ФЗУ два года. По окончании школы продолжала работать в прядильном цехе. Работала по 6 часов. Машины старые, шумные. Много пыли. Пол деревянный. Работала столовая, но многие ели прямо в цехе.
Во время войны на санках привозили из лесу дрова на фабрику и получали в обмен талоны на обед. Работали по 12 часов. Существовали ударные бригады. При выполнении плана давали дополнительные талоны на питание.
Последние годы работали по 7 и по 8 часов в три смены. За хорошую работу награждали денежными премиями, грамотами и отрезами материи.
Жили в казармах. Я жила в 6-й казарме. Рано утром по коридорам ходили сторожа и будили на работу. Первый звонок в 5.30, а второй в 5.45. Позже гудели гудки. В основном в каждой комнате жило по две семьи. Под потолком имелась железная балка для подвешивания люльки.
На первом этаже в кухне стоял титан (куб) для кипячения горячей воды. Его топил специальный человек — кубовой. Кипяток был с раннего утра. В кухне стояла каменная печь. В ней готовили пищу и грели воду. Кастрюли и чугунки двигали ухватами. Также вдоль стен стояли столы и лавки.
В подвале казармы находилась прачечная. Там стирали белье и мылись. Белье сушили на улице и в кухне. Были протянуты веревки и стояла стремянка.
На каждые две семьи имелся балаган с ямой. В яме хранили овощи – капусту, картофель. А еще там находились деревянные лари под картошку. Каждый ларь закрывался на замок. Было время, когда в балаганах и спали.
В каждом коридоре висела икона напротив кухни. Приходил священник по праздникам. На весь коридор раздавался голос: «Открывайте двери! Батюшка пришел!» Молились всей семьей.
На реке были мостики для стирки белья и полоскания. Половики и одеяла возили стирать на тачках.
На рынок ходили в деревню Николаевку. Это считалось хорошей прогулкой. Вечерами по коридорам ходил хожалый, который следил за порядком в казарме. После девяти вечера все маленькие дети находились уже в своих комнатах, беготни и шума уже не было.
Во время войны в каждой комнате стояли железные печки для обогрева. Вытяжка также имелась в каждой комнате. Можно было ставить и самовар. А вообще, для самоваров рядом с кухней было оборудовано специальное место, где были в стену вделаны трубы, которые одевались на самовар. Разожженный самовар поставишь на пол, оденешь сверху трубу и через некоторое время самовар кипит.
Летом до войны и какое-то время после нее семьями ходили на футбол. Зимой работал каток.
После войны были массовые гуляния у Бабошкина озера по воскресеньям и праздникам.
В казарме был также «красный уголок». Там делали спектакли, устраивали танцы, елки, собрания и товарищеские суды. Где-нибудь каждая семья имела участок земли под картофель.
В свободное время ходили в клуб. В нем показывали кино, были танцы, драмкружок и хоровой кружок.
Ушла на пенсию в 1968 г.