Местность южнее железнодорожной станции Никольское Горьковского направления в XVI столетии была известна как сельцо Ступишино-Зворыкино Почернего стана Московского уезда. Владельцами его последовательно были – Туренин, Пустынников, Стрешнев, а в 1651 году «Ступишино, Зворыкино тож» стало принадлежать Юрию Алексеевичу Долгорукову.
По соседству с сельцом Ступишиным-Зворыкиным находилось старинное село Никольское, известное с XVI века и принадлежавшее Можайскому Успенскому Колоцкому монастырю. В 1668 году Юрий Алексеевич Долгоруков увеличивает свои вотчинные владения, присоединив к Архангельскому село Никольское, поменяв на него свою Клинскую вотчину. Долгоруковы владеют этими землями с 1651 года по 1830 год – почти 200 лет. Этот княжеский род восходит по мужской линии к Рюрику. Его представители дали России знаменитых полководцев, фельдмаршалов, талантливых дипломатов и известных государственных деятелей. В своих вотчинах, в т.ч. и в Архангельском, и в Никольском Долгоруковы показали себя рачительными хозяевами. Они с любовью вели натуральное хозяйство: имели для своих семей и челяди заводы: кирпичный, кожевенный, винный; фабрики – ткацкую и суконную, мельницу, кузню, имелся даже фарфоровый завод – южнее Крестьянского пруда. Начиная с 1748 года рядом с деревянной двупрестольной церковью (Архангела Михаила и Св. Софония) начинает строиться каменная. Храмоздателем был Александр Владимирович Долгоруков. Строительство затянулось почти на четверть века и закончилось в 1771 году. Сохранилась запись на деревянном кресте, выполненном к освящению престола Святителя Николая, которое состоялось 16 июня 1773 года. В надписи об освящении отмечено, что построил эту церковь князь Александр Владимирович Долгоруков. Верхний же храм Архангела Михаила был освящен только в 1791 году. В 1760 г. в селе Никольском, которое находилось на северном берегу Желтого пруда, сгорела деревянная церковь. На этом месте она уже не восстанавливалась. Прихожане села Никольского присоединились к приходу храма Св. Архангела Михаила. Последним владельцем из Долгоруковых стал Юрий Владимирович Долгоруков (Рис. 1), который прожил 90 лет, скончался от холеры в 1830 году. В молодые годы Юрий Владимирович Долгоруков участвовал в войне с Пруссией. Во время войны с Турцией Ю.В. Долгоруков выполнял секретное поручение Екатерины II в Черногории. В Чесменском бою он отличился храбростью и искусством морского командира, командуя кораблем «Ростислав». Был отправлен в Санкт-Петербург с донесением о Чесменском бое и получил из рук императрицы Георгиевский крест и орден Св. Александра Невского. Во второй турецкой войне, командуя дивизией, взял крепости Аккерман и Бендеры, за что награжден Орденом Андрея Первозванного. В царствование Павла I был главнокомандующим Москвы и командиром Астраханского гренадерского полка. Усадьба с системой прудов была создана, скорее всего, в последнее 20-летие XVIII века, когда Юрий Владимирович ушел на покой от ратных дел и поселился в своей «подмосковной». По народному преданию, он похоронен рядом со своей женой Екатериной Александровной в нижнем храме за правым клиросом, где находится икона Чудотворца Николая, которую князь носил с собой в военных походах. Прямых потомков Юрия Владимировича Долгорукова не осталось, поэтому имение досталось внуку родной сестры Юрия Владимировича — Натальи Владимировны – Петру Дмитриевичу Салтыкову. Салтыковы владели имением с 1830 года до 1903 года. Затем, до 1917 года, владельцами были Ковалёвы. Как выглядел каменный храм в начале 70-х годов XVIII века можно видеть на картине Георгия Васильевича Рахлова (Рис. 2), проводившего реставрацию этого храма в 1980-х годах. Храм с двумя приделами святых Илии и Софония, с переходами простоял недолго. В 1789 году супруга Ю. В. Долгорукова Екатерина Александровна пишет прошение Митрополиту московскому о перестройке каменной церкви: «…переходы разобрать и выломанные места сделать пристойным образом». При реставрации Г.В. Рахлов выделил ребристой кладкой с южной стороны храма примыкание разобранных приделов. Современный вид храма сложился в 1791 году, когда был освящен верхний храм в честь Михаила Архангела (225 лет назад). На сегодняшний день церковь Михаила Архангела в Никольском-Архангельском является уникальным памятником. В ней сохранились композиционные приёмы московского барокко с деталировкой барокко западноевропейского в виде тимпанов, венчающих ярусы основного объёма, мелкопрофилированных карнизов, новых по рисунку наличников. Интересна тонкая прорисовка лепнины, кованых ажурных крестов и гребней над тимпанами восьмерика. В своём первоначальном виде церковь была близка собору московского Варсонофьевского монастыря, который, видимо, послужил для неё образцом (Рис.3). Внутри храм богато украшен лепниной в виде растительного орнамента. Узкие пилястры, поставленные в два яруса и фигурные картуши с живописью конца XVIII века, пятиярусный иконостас с элементами рокайля, живописные клейма в пышных лепных рамах составляют убранство этого храма. В Москве и Подмосковье старшие и современные памятники этого типа не сохранились (Рис.4). В 1842 году в 300 саженях от церкви к юго-востоку, на берегу пруда, строится часовня-склеп над могилой жены Петра Дмитриевича Салтыкова — Веры Фёдоровны Салтыковой (в девичестве Стемпковской). Пётр Дмитриевич задумал построить над местом захоронения жены церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, но построена была часовня. Кроме княгини Веры Фёдоровны в склепе были захоронены ещё двое из семьи Салтыковых – княгиня Елизавета и в 1893 году — внук Петра Дмитриевича Алексей двадцати с небольшим лет. Сохранилось строгое словесное описание склепа-часовни: «Часовня 1842 года белокаменная. Грузный восьмигранник, перекрытый куполом, поставлен на четырехгранник, к которому, образуя крестообразное основание, с четырех сторон примыкают пристройки, перекрытые 2-х скатной крышей. Вход и окна обработаны полуколоннами. Каждая из граней восьмигранника завершена полуциркульным фронтоном» (Рис.5). Сразу же после революции 1917 года склеп начинают грабить. Сначала сняли крест, блестевший как золотой, выломали оконные решетки. Окончательное разорение склепа произошло в 1931 году, когда вскрыли металлические гробы, вынули трупы и закопали их в неглубокой яме, а гробы сдали в утиль. Белокаменные плиты пола и стен использовали как мостки, переброшенные через канавы. Это был ужасающий акт вандализма, который поразил очевидцев. Поэтому в записанных воспоминаниях есть противоречия. Например, более ранние воспоминания говорят о том, что во вскрытых гробах были кости и длинные косы, а в поздних воспоминаниях уже фигурируют не истлевшие трупы. Около храма находится некрополь, где похоронены священники, служившие в разные годы в Николо-Архангельской церкви. Одно из самых ранних (1841 года) — захоронение Иоанна Петровича Виноградова. На надгробии написано: «Жизни его было 50 лет». Значит, год его рождения – 1791-й. После окончания курса в Славяно-греко-латинской академии он был рукоположен в священники церкви Архангела Михаила 24 ноября 1811 года. В 1812 году во время французской оккупации, длившейся для этой местности почти две недели, отец Иоанн сохранил самое ценное из церковной утвари. Французские мародёры церковь осквернили, но разрушить не успели. В 1819 году после неприятельского нашествия Никольский придел (нижний) освятили. Настоятель храма за храбрость и образцовое поведение во время военных действий был награжден крестом на Владимирской ленте с надписью «1812 год». К 1840 году его приход насчитывал 592 человека: дворовые князя П.Д. Салтыкова, крестьяне сел Архангельское и Никольское, сельца Реутова и деревни Пищальниковой. Во второй половине 1950-х годов храм Михаила Архангела поставлен на учет Министерством культуры РСФСР как уникальный памятник русского зодчества XVIII века. Рядом с церковью были пруды, которые окружали её с трёх сторон. В настоящее время сохранился один с западной стороны — Церковный. Этими прудами начиналась система каскадных прудов на речке, называемой в разное время по-разному: Фенинка – в XVIII веке, Красна – в XIX веке, Криста – на карте Здановского 1925 года, Серебрянка – на картах XX века, а на современных картах – Чечера. Используемая литература: 1. Кулемин Г.Н., Храмы Балашихинского благочиния. 2005. 2. Козырев А., прот. Летопись Николо-Архангельской церкви. 2008. 3. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып.1. Москва, Строиздат 1998. 4. Краеведческие материалы из фонда краеведа В.Г. Фролова. |
Усадьба Никольское (1 часть)
on 17.06.2016
with
Комментариев нет