Мандолина

with Комментариев нет

Мандолина (итал. mandolino) – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло (многократное быстрое повторение одного звука, либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия). Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Появившись в Италии в XVI – XVII вв., мандолина уже в следующем столетии стала самым распространенным, самым любимым народным инструментом. И по сей день является народным итальянским инструментом.

Интерес к итальянской мандолине в последнее время всё увеличивается. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, а скорее универсальностью звука, издаваемого инструментом. Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились в рок-музыке, в своем творчестве их использовали и сэр Пол Маккартни, и Doors, и Led Zeppelin  и многие другие музыканты.

В Россию мандолина была завезена предположительно в первой половине XVIII века. С того – же времени её часто относят к разновидности гитары. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина – это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком».

 

«В огромном липовом саду,

— Невинном и старинном –

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины…».

Марина Цветаева.

 

История возникновения мандолины.

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. История мандолины началась с мандоры, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

       В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, её автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и её землячка – мандолина, благодаря разным итальянцам появились в Москве». Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты – любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых граждан. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия  постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоёв населения.

       Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Теперь мандолина – это редкость, но исторически она имела большое уважение. Итальянские мастера старинной музыки Антонио Вивальди и Джованни Паэзиелло писали для неё виртуозные концерты. «… Четыре маленькие работы, чудесные как конфетки, для мандолины и фортепиано написал Л. Бетховен. Моцарт доверил мандолине исполнение в операх «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» — говорит А. Авитал (еврейский мандолинист). Во времена барокко игра на мандолине была широко распространена среди аристократии, особенно среди высокопоставленных дам, но в XIX веке, игра на мандолинах в ансамбле стала любимым занятием буржуазии. В таком оркестре играла сама королева Италии. А в фашистской Италии мандолина стала национальным символом.

Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино».

Группа «Ночные снайперы» используют в некоторых композициях мандолину. Те же ДДТ в одной из записей тоже. Также мандолину использовала белорусская группа «Ляпис Трубецкой» при записи альбома «Золотые яйца». Известный российский гитарист Владимир Холстинин часто играет на мандолине и использует ее на концертах группы «Ария».

 

Техника изготовления мандолины.

       Создание мандолины – это сложный процесс, который требует от мастера долгой и кропотливой работы. Прежде всего, мастер начинает с изготовления дна инструмента – самого сложного этапа работы. Дно состоит из нескольких предварительно изогнутых деревянных планок (клёпок). Как правило, для изготовления этой детали используют клён, орех или кипарис, может также использоваться бакаутовое дерево.

Планки замачивают в воде, а когда они становятся мягкими, им придают форму по шаблону с помощью горячего железа. Далее мастер подгоняет и шлифует дерево полукруглым долотом и рубанком.

Процесс изготовления деки мандолины похож на производство деки классической гитары. После того как корпус инструмента готов, к нему присоединяют гриф, изготовленный из красного дерева или ореха. Затем устанавливают деку из черного дерева и колковый механизм, который похож на механизм испанской гитары, но вместо трех, у него четыре колка с каждой стороны головки.

Когда все детали соединены, мандолину покрывают лаком. Обычно используют лаки с нитроцеллюлозой. Также, согласно требованиям исполнителя, каждая мандолина может быть дополнительно украшена.

Делалась инкрустация (бабочка, цветы, птицы и др.).

 

У мандолины (КП 5322) за мостом есть наклейка с надписью: «G. Puglisi —  Reale & Figli; CATANIA; Primo Stabilimento Italiano per la Fabbricazione DI; Strumenti Musicali A Corda». Ниже: «DEPOSITO JUL HEINR ZIMMERMANN; Lepzig, St. Petersburg, Moskow, London». Эти мандолины были сделаны исключительно для экспорта. Сегодня вы можете найти их по всему миру, в каждой стране Европы, России, Японии, США, Австралии, Южной Африки.

wp_20160211_10_41_58_pro

Немного о компании «G. PuglisiReale and Figli». Catania – место в Италии. В Пулизи, в Catania (Сицилия), с 1820 года семья начала строить завод по производству музыкальных инструментов. Джузеппе Reale родился в 1852 году. В 1880 году он основал одну из крупнейших итальянских фабрик по изготовлению щипковых музыкальных инструментов. После 1906 года название фирмы появляется уже как «G. Puglisi – Reale and Figli». Figli означает «сыновья, дети» с итальянского. Завод был активным производителем изящных скрипок, смычков, струн, гитар, мандолин и уникальных виолончелей. К сожалению, завод был разрушен во время Второй мировой войны в результате бомбардировок в 1943 году. Многие оригинальные «Пуглиси» (музыкальные инструменты, в том числе мандолины) были перенесены из Сицилии в США, Канаду и Австралию.

       «DEPOSITO JUL HEINR ZIMMERMANN; Lepzig, St. Petersburg, Moskow, London». Юлий Генрих Циммерман (1851 – 1922). Основал дилерскую компанию в 1875 году. Его фирма была поставщиком музыкальных инструментов и изделий. В 1882 году Циммерман был эксклюзивным поставщиком в Россию, его штаб-квартира переехала в Лейпциг. Откуда он открыл филиалы в Москве (1882-1885), в 1897 году – в Лондоне.

 

Список используемой литературы:

  1. Энциклопедия юного музыканта/ И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. СПб.: ООО «Диамант», 2001.
  2. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. Воспитание музыкой. – Москва, 1991.
  3. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – Москва, 1880.
  4. Л. Шевчук. Исторические путешествия в мир искусства. – Музыка. – 1990.
  5. http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/stihi/all/stih-260.htm («В огромном липовом саду», Марина Цветаева)
  6. http://www.mandolincafe.com/forum/archive/index.php/t-5739.html