(1904 г.р.)
Я приехал в Салтыковку 19 мая 1917 года. Попытаюсь по памяти примерно восстановить как выглядел поселок. Как только вы выходите из поезда на платформу, в глаза бросается «триумфальная арка», стоящая поперек булыжного шоссе, идущего от переезда в парк. На арке вывеска: «Поселок Ново-Сокольники». Я ступаю на шоссе и прошу вас мысленно следовать за мной. Справа шумят сосны, которым по крайней мере лет 60-70. Немного дальше участка, где в настоящий момент стоит ресторан, большой навес, к нему подъездные ворота с вывеской «Лесной склад Храповицкого». Здесь можно приобрести всевозможный лесной материал и дрова. Налево от вас «Бакалейная лавка братьев Калошиных» — все что только нужно из съестных продуктов вы могли здесь купить. Через 30-40 метров стоит 2-х этажный дом, а дальше опять сосновый бор. Немного вглубь Архангельской улицы (ныне ул. Островского) направо 2-х этажный дом, он и сейчас сохранился, а дальше за ним вплоть до перекрестка по обе стороны лес, и только где-то почти в конце улицы дом Кирьяновых. Надо отметить, что в 1917 году жителей, проживающих в поселке зимой, было не более 1,5 тысячи. На левой руке после Калошинской лавки стоит 2-х этажное здание. Знаю, что здесь в 1923 году помещался клуб. С 1923 г. Ковалевское шоссе, по которому мы с вами идем, стало называться шоссе Ильича. Угол Нижегородской улицы и шоссе – лес, а напротив дача ветврача Александровского. Замечательный был ветеринарный врач.
Шоссе (Ковалевское) неровное и имеет булыжное покрытие. Тротуары земляные и тоже неровные. От угла Архангельской улицы лес сосновый, затем новый небольшой дом, в котором в 1928 году помещался поселковый совет Салтыковки. Пересекаем Московскую улицу. Вправо несколько домишек. Вторым домом от угла стоит дом доктора Голубкова Алексея Алексеевича, человека замечательной судьбы. Дважды объехавшего вокруг света на пароходе в качестве судового врача и в 1932 году бесславно покончившего с собой. На следующем углу лес. Подходим к Никольской улице. Дом Осиповой с большим садом, где в настоящее время живут учителя наших школ. Вот здесь уже появляется застройка. Никольская улица застроена почти вся до конца на запад. На улице живет известный всей Салтыковке доктор Рогачов. Окончил он когда-то давно военно-фельдшерское училище, поселился в Салтыковке и дожил до глубокой старости. Славу имел большую. Уже в 1920 г. он говорил, что у него 20 лет практики, но пользу он давал малую. Далее по Никольской улице большой дом и участок купца Адуева. Бакалейная лавка. Все можно было найти там. Сейчас на этом месте продовольственный магазин.
Лесная и Луговая улицы до пересечения их Салтыковской были целиком застроены жилыми домами. Дальше шел сосновый бор. По правой стороне Лесной улицы на пересечении с Салтыковской, была большая открытая поляна, напротив лес и далее лес. В лесу грибы-ягоды. Белки по заборам ходили свободно. Улицы освещались газовыми фонарями.
Вспоминаю культурную жизнь. Кино появилось в поселке с 1926 года. Был драматический театр. Представления устраивались силами самодеятельности. С 1924-25 г. появились на тротуарах деревянные настилы, которые пролежали недолго. Потом решили замостить кирпичом. И уже после второй мировой войны покрыли их асфальтом. Будучи гимназистом 2 класса Салтыковской гимназии, я иногда возвращался поздно вечером от своих товарищей с Салтыковской стороны. Было тихо и только слышно, как воют собаки, на улицах ни души, хотя время не позднее 8-9 часов вечера. В самом начале советской власти постепенно начали застраиваться и лесные участки. Бурно пошла стройка с 1923-25 годов. «Лес зашумел, застонал, затрещал» — население поселка начало разрастаться. Нас учащихся в старших классах было в 1922 г – 9 класс оканчивающих – 5 человек, в 1923 г. – 11 человек. Сравнивая настоящую Салтыковку с прошлой видишь, как далеко она шагнула вперед по пути развития, по пути культурной и материальной жизни. Магазины, в том числе книжный, палатки, ресторан, парикмахерская, большой рынок. Население увеличилось значительно. Только одного не хватает — водопровода и канализации в нашем поселке.
15.03.67
Задолго до войны я был выбран заместителем председателя районного комитета ОСОАВИАХИМ и занял должность начальника школы противовоздушной обороны. В связи с тем, что я подготавливал кадры «противовоздушников», был выдвинут в штаб МПВО района на должность начальника химической службы района. Начиная с 1939 года и по 1945 год мне пришлось много поработать в этом направлении. За это в 1946 году я был награжден значком ОСОАВИАХИМ СССР «За активную оборонную работу».
Во многих учреждениях нашего района были организованы группы самозащиты –штабы МПВО. У нас в поселке такие группы были организованы при Поселковом совете и из числа старшеклассников при школе. Начальником этого объекта был директор школы В.А. Лебедев, при поссовете – председатель М.М. Вишнев, а начальником штаба МПВО тов. Агапов.
С первых дней войны по всем улицам поселка были организованы группы охраны порядка. На Лесной улице в доме 10 организовали медицинский пункт (санитарный пост). Здесь были санитарные носилки и сумка санитара с аптечкой первой помощи. Так как я лично был прикомандирован к району, то мне очень часто приходилось дежурить в районном комитете ОСОАВИАХИМа, а когда был дома, то нес дежурства на своей Лесной улице, а иногда и в школе.
Хорошо запомнился налет противника 26 июня 1941 года на нашу Салтыковку. Как всегда, по сигналу воздушной тревоги я был на крыше, и невиданное зрелище предстало мне. Немец, чтобы представлять расположение самолетов, подвесил на парашютах 10 осветительных ракет подряд. Они так осветили всю местность, что можно было видеть с крыши все дорожки. И вот одну из ракет подбил зенитный снаряд, и груз, отделившись от парашюта, пробил крышу в доме № 10, прошел через потолочное перекрытие в комнату и упал на кровать, где спала 18 летняя девочка. От большой тяжести у нее были перебиты обе ноги. Нужно было оказать немедленную врачебную помощь, но никто из убежища не вышел до рассвета. И бедная девочка истекала кровью. Это была первая жертва в нашей Салтыковке. Вскоре «стервятники» и днем появлялись в небе над поселком. Летали на бреющем низком полете, расстреливая народ, находившейся на рынке. Поднялась паника, были раненные, но убитых не было.
В начале сентября 1941 года я дежурил у себя на Лесной улице. Прошел до конца улицы. Свежо. Прекрасно. Видно Никольское село, погруженное во мрак. Луна освещает поля и избушки. И тут я услышал звук вражеского самолета. Бьют зенитки. И вдруг свист бомбы, потом вспышка голубого света и сильный взрыв в Никольском. Это была бомба, весом в 500 килограмм. Она разрушила большой дом на 7-й линии. Было убито 11 человек, пострадало много людей, взрывной волной разрушило несколько домов. Жизнь в Салтыковке как будто замерла. Ночью полная светомаскировка. Ни звука после сигнала «воздушная тревога». Сигналы подавались почти ежедневно с 10 часов вечера и до 3-4 часов утра. Помню я и последний налет. Я дежурил, и вот около 12 часов ночи раздался характерный звук самолета врага. Ударили зенитки и отогнали его.
1967 г.