С.Е. Чернышёв

with Комментариев нет

О величии и красоте усадебного ансамбля Горенки, расположенного в нашем городе, написано очень много, и это не удивительно. Горенки для балашихинцев территория особенная. Прекрасный старинный парк всегда был любимым местом прогулок у горожан. В советское время там устраивали праздничные гулянья с буфетом и духовыми оркестрами. Несмотря на расположенное в усадьбе медицинское учреждение, в Горенском пруду жители с удовольствием купались в жаркие летние дни.

В Горенках на западных въездных воротах висит мемориальная табличка с надписью о том, что усадьба является федеральным архитектурным памятником 18-го столетия. И действительно, создание проекта усадебного комплекса, дошедшего до наших дней, приписывают шотландскому зодчему Адаму Менелассу. Прекрасное поместье эпохи классицизма с оранжереями и парком принадлежало графу Алексею Кирилловичу Разумовскому. Позже оно много раз меняло владельцев и долгое время Горенкам не везло: в прекрасном усадебном доме на протяжении десятилетий московские купцы размещали фабрики, которые нанесли непоправимый вред некогда прекрасному имению. В главном доме были разрушены перекрытия между этажами. От вибрации работающих в здании машин в стенах появились трещины. И все же несмотря на это, мы все еще можем любоваться горенским дворцом, вступившим в 21 век благодаря реконструкции, осуществлённой   в начале века двадцатого.

В 1910 году усадьбу купил очередной фабрикант – Владимир Павлович Севрюгов. Спустя некоторое время в журнале «Старые годы» появился небольшой очерк о Горенках историка архитектуры Ильи Евграфовича Бондареко. С тяжелым сердцем он констатирует в нем разрушение усадьбы: «Былое прекрасное убежище гр. А. Разумовского — Горенки — теперь окончательно гибнет… Недавно состоялась продажа этого, уже полуразрушенного, имения, и здесь будет выстроена фабрика!». Но новая фабрика так и не была построена. Прочитав статью Владимир Павлович Севрюгов нанимает молодого, только начинающего самостоятельную практику московского архитектора Сергея Егоровича Чернышёва, и по его проекту начинает реконструкцию усадьбы. Именно тогда Горенки приобретают привычный для нас архитектурный облик.

Чернышев
    Сергей Егорович Чернышёв

 

Сергей Егорович Чернышёв родился в крестьянской семье 4 октября 1881 г., в деревне Александровка Коломенского уезда Московской губернии. Его отец Егор Никифорович — талантливый иконописец-самоучка. С детства находясь в творческой атмосфере, мальчик полюбил рисование. Ему нравилось изображать бытовые сценки, которые он наблюдал в жизни. Его талант был замечен, и решением крестьянского схода двенадцатилетнего Сергея отправили учиться в московское Училище ваяния и зодчества.

В конце 19-го века московское Училище ваяния и зодчества было средоточием передового искусства, и учиться в нем было мечтой многих одаренных художников. При приеме в училище не было сословных ограничений, но поступить туда было непросто, принимали действительно лишь самых талантливых. Это была настоящая творческая мастерская, где студенты воспитывались в лучших традициях московской художественной школы, впитывая глубокое понимание русского искусства. Сергей начал обучение в живописном классе. Он легко учился и делал несомненные успехи. Некоторое время спустя он серьезно увлекся зодчеством и перешёл на архитектурное отделение. Сергей Чернышёв закончил Училище в 1901 году, получив звание неклассного художника-архитектора. Его дипломный проект «Монастырский собор на тысячу человек», выполненный в стиле русской архитектуры XV века, был удостоен серебряной медали. Получив среднее образование, молодой человек поступил в Высшее Художественное училище при петербургской Академии художеств. После трехлетнего обучения он продолжил совершенствоваться в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа. Именно там сложился главный принцип работы будущего архитектора, которому он следовал на протяжении всей жизни: работа должна обязательно соответствовать реальным требованиям жизни. В качестве дипломной работы С.Е. Чернышёв выполнил проект «Здание Третейского суда в Гааге» по программе международного конкурса.  За блестящую работу от Всероссийской Академии художеств Сергей был направлен в четырехмесячную командировку за границу, где изучал европейскую архитектуру и совершенствовал свой художественный опыт. Он побывал в Афинах, Константинополе, Вене, Берлине, Париже, а также во многих городах Италии.

Вернувшись из-за границы в 1908 году он начинает свою самостоятельную архитектурную деятельность. С.Е. Чернышёв поступает помощником архитектора в архитектурно-строительное бюро Н.Г. Лазарева, занимавшееся в основном проектированием и строительством жилых домов. За период 1908-1910 г. начинающим архитектором в сотрудничестве с инженером Н.Г. Лазаревым было построено более 10 жилых домов, расположенных в центральной части Москвы. Здесь зодчим пришлось учитывать не только вкусы владельцев, но и сложную конфигурацию участков в плотной московской застройке. В 1912 г., все еще продолжая работать в бюро, Чернышев участвует в конкурсе Московского Архитектурного общества на создание «Доходного дома при бесплатной лечебнице военных врачей» и получает первую премию. На участие в этом конкурсе было подано 72 проекта. Для молодого зодчего это стало крупной победой. Получение 1 премии дало возможность открыть свою мастерскую и найти заказчиков.

В период 1912-1916 годов Сергей Егорович Чернышёв выигрывает несколько конкурсов Московского архитектурного общества, создает проекты общественных зданий не только для Москвы, но и для Самары, Нижнего Новгорода, Оренбурга. В этот период под его руководством реконструируется особняк Абрикосовых на Остоженке и подмосковная усадьба Горенки. Проект реконструкции Горенок, выполненный в стиле классицизма, не только вернул усадьбе её былую красоту, но и добавил ей масштабности и величия, при этом не нарушив гармонии первоначального замысла. На территории парка были ликвидированы все производственные постройки и дачи прежних владельцев имения, отремонтирована плотина на реке и в течение нескольких лет реконструирован главный дом.

Южный фасад дворца со стороны пруда. Начало 1900-х г.

 

Сильнее всего работой фабрик был искалечен южный фасад главного усадебного дома, поэтому именно он подвергся наиболее значительным изменениям. По проекту С. Чернышёва с этой стороны здание дворца украсила четырнадцатиколонная лоджия высотой в два этажа, увенчанная аттиком. Вниз от нее была пристроена лестница, закрывшая цокольный этаж. К торцам главного дома примкнули дугообразные колоннады, заканчивающиеся декоративными павильонами с купольными крышами. От павильонов к воде спустились крутые белокаменные лестницы. Довольно значительные перестройки ожидали и флигели. В середине восточного флигеля были сделаны три арочных проема, соединивших парадный двор с одной из главных аллей парка. Западный флигель перестраивался под двусветную оранжерею, и внешняя его стена была заменена застекленной колоннадой. Парадный северный фасад тоже подвергся изменениям, хотя и гораздо менее значительным. Здесь над аркадами была устроена лоджия, аналогичная лоджиям переходных галерей. И, конечно, большой талант архитектора, вкус и понимание классического искусства проявились в «Золотом зале», созданном Сергеем Чернышёвым во время реконструкции дома. Он прекрасно вписался в архитектуру здания и стал его композиционным центром.

Южная колоннада в 1920-е г. (фото Лебедева)

 

Профессиональная известность пришла к Чернышёву в 1920-х годах. В это сложное время почти ничего не строилось, и архитекторы хватались за любую работу. Сергей Егорович участвовал в ленинском плане монументальной пропаганды, выполняя заказы на агитдоски, в том числе на здании Исторического музея, «Известий» и др.

В 1924 г. было принято решение о строительстве Института В.И. Ленина, которое должно было стать местом хранения и изучения ленинских рукописей и документов. На конкурс было подано 16 проектов, а его победителем стал С.Е. Чернышёв. Строительство Института на Советской площади было осуществлено всего за 1,5 года. Эта работа архитектора была высоко оценена не только его московскими коллегами, но и знаменитым в то время французским архитектором-новатором Ле Корбюзье. В проекте Института Сергей Чернышёв очень гармонично использовал приемы конструктивизма, умело связав их с канонами «исторической классики».

В 1920-х годах Чернышёв, наряду с другими зодчими занимается решением важнейшей задачи – выполнением знаменитого плана ГОЭЛРО. Им спроектирован целый ряд электростанций в Брянске, Новороссийске, на Урале и других городах. При строительстве новых промышленных сооружений он придавал большое значение созданию комфортных условий труда, способствующих расцвету передовых методов производства, а также считал обязательным увязывание промышленных объектов с планировкой города. В своей практике он использовал глубокие знания русского архитектурного классического наследия, умело преломляя их сообразно требованиям времени.

В начале 30-х годов группа архитекторов под руководством В.Н. Семенова и С.Е. Чернышёва занималась разработкой Генерального плана реконструкции Москвы, в том числе одной из её центральных улиц – улицы Горького (Тверской). Именно эту часть плана возглавил в качестве руководителя Первой архитектурной мастерской Отдела Моссовета С.Е. Чернышёв. Проект предусматривал расширение улицы до 60 метров, увеличение жилого фонда и снижение плотности населения, рассматривал площади как принципиально новые открытые пространства, несущие самые разные функции и органично вписанные в единый архитектурный облик магистрали. И хотя в разных ее частях улица Горького выглядела по-разному, в целом она получала единое объемно-пространственное решение.

В 1935 году Сергей Егорович становится главным архитектором Москвы. В этой должности он работал до 1941 года. В конце войны С. Чернышёв был назначен главным архитектором Управления по делам архитектуры при Мосгорисполкоме. Он участвовал в проектировании здания МГУ на Воробьевых горах, Московского автодорожного института на Ленинградском проспекте, НИИ геохимии и аналитической химии на проспекте Вернадского.

Сергей Егорович Чернышёв был градостроителем и архитектором, учёным и педагогом. Будучи беспартийным неоднократно избирался депутатом Мосовета. Заслуги его огромны. Ну а для нас балашихинцев, он сохранил прекрасный памятник архитектуры – усадьбу Горенки.

1956 г. (фото А.Н. Петухов из Б.Р.)

 

М. Шведченко

Список литературы:

Е.Н. Подъяпольская «Памятники архитектуры Московской области. Иллюстрированный каталог. Выпуск 1 М., Стройиздат. 1999 г;

Тихомиров Н.Я. – Архитектура подмосковных усадеб. М. 1955 г.;

Чередина И.С. «Архитекторы Москвы. С.Е. Чернышёв» М.; Прогресс-Традиция, 2014 г.